понедельник, 21 июня 2010 г.
Особо надо выделить производство каменных литейных форм.
Потребность в массовом выпуске ювелирных изделий привела к поискам прочного оборудования мастерской, которое позволило бы быстро выпускать на рынок большое количество продукции. Как мы видели выше, в XII в. ювелиры в большинстве случаев отказываются от кропотливой техники зерни, скани и тиснения металла и переходят к литью в каменных формах. Все их внимание теперь обращается на тщательность изготовления форм; поэтому литейные формы Киева XII в. являются нередко образцами тщательной обработки камня.
Мастера, резавшие каменные формы, обладали уверенной твердой рукой п верным глазом. Поверхность формы гладко полируется, чтобы обеспечить плотность соприкосновения обеих половинок, половинки скрепляются друг с другом посредством мягких, плотно входящих в гнезда свинцовых шипов. Иногда на боковых сторонах формы мастер производил своеобразные «пробы пера», набрасывая резцами какой-нибудь рисунок. Один из таких рисунков (не имевших производственного значения) на киевской шиферной форме для перстня изображает бородатого мужчину в конической шапке.