понедельник, 21 июня 2010 г.
Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.
Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо, схватывал зерно или нить.
Зернь и скань, известные в инвентаре русских курганов начиная с IX и., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы (в старых памятниках «месяца гривеньная», т. е. лунница ожерельная). На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5—6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.
В XII—XIII вв. зернь в городах не вывелась, но применялась главным образом на звездчатых колтах, иногда в виде сплошного покрытия для лучей звезд, иногда же в виде изящных бордюров.
Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.
Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов и т. д. Ажурная скань применялась почти исключительно для трехбусинных височных колец, бусины которых делались каждая отдельно. Для изготовления бусин туго скручивались золотые нити, и из одной сканной нити, длиной около 12—15 см, скручивая ее в разных направлениях, делали каркас, состоящий из восьми соприкасающихся окружностей и двух втулок для самого стержня, на который надеты бусины. Места соприкосновения проволочных колечек (диаметр 3—4 мм) спаяны и накрыты сверху для прочности маленькой каплей золота. Таких зерен на каждой бусине 16. Иногда для прочности между колечками протягивали дополнительные нити. В результате получалась очень легкая, воздушная бусина, изящная и хрупкая на вид, по достаточно прочная.
Для изделий из проволоки применялась и ложновитая проволока, когда литье заменялось имитирующей его насечкой или специальной штамповкой. Насечка делалась резцом, а штамповали проволоку в железном штампе, имеющем желобок с насечкой. Проволоку закладывали в желобок и узким молотком вгоняли в насечки; после этого проволоку поворачивали и еще раз повторяли штамповку (см., например, колты из Святозерского клада).